культура

Роберто Стабиле

«Кино – это важный элемент сплочения, обмена и коммуникации»
2016 год в нашей стране объявлен Годом российского кино, главной задачей которого являются популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. А что происходит в киноиндустрии Италии? Об этом журналу Living Italy рассказал директор направления международных отношений Национальной ассоциаци производителей кинематографической, аудиовизуальной и мультимедийной продукции (ANICA) Роберто Стабиле.
– Господин Стабилер, расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности в Ассоциации?

– Директором направления международных отношений в ANICA я работаю уже 20 лет. А самой организации уже 70 лет. Она представляет интересы производителей кинопродукции: продюсеров, дистрибьюторов, а также технические службы, в том числе лаборатории, постпроизводство, киностудии. Помимо этого уже полтора года я также являюсь координатором интернализации всей аудиовизуальной продукции в ICE (Агентство по продвижению внешнеэкономической деятельности итальянских компаний).

– Каково положение итальянского кинематографа в мире?

– В прошлом итальянское кино оказывало значительное влияние на весь мировой кинематограф. Однако позднее в течение долгого времени мы оставались в стороне от главных рынков. Но благодаря правительственной политике и творческим гениям нашего кино несколько лет назад мы вернулись на международный рынок.
В ICE мы предоставляем для продвижения всю аудиовизуальную продукцию made in Italy. То есть используем кино, чтобы привлечь внимание ко всему лучшему, что делает и производит Италия, а в обмен от ICE и Министерства экономического развития мы получили значительные финансовые возможности для продвижения
кинопродукции. И всю эту деятельность мы осуществляемвместе с Генеральной дирекцией по кинематографии Министерства культурного достояния Италии. Таким образом, это совместная деятельность ассоциаций, частных представителей мира киноиндустрии и государства с двумя главными министерствами, которые в той или иной мере связаны с аудиовизуальной продукцией.

– В 2013 году вы стали одним из организаторов прошедшей в Москве конференции «Съемочная площадка: Италия». Каких успехов удалось достичь за эти три года?


– Это было первое важное межотраслевое событие, которое мы провели. Оно организовывалось в рамках Агентства по продвижению внешнеэкономической деятельности, то есть совместно с офисом ICE в Москве, и было проведено ANICA при участии Federlegno Arredo, ASSO calzature и Fondazione Altagamma – фондом, включающим главные бренды made in italy. Мы организовали вечер, куда пригласили самых значительных представителей мира российской киноиндустрии и итальянских предпринимателей, которые заинтересованы в сотрудничестве с Россией. И на этом вечере мы представили их друг другу, объяснив, почему эти две таких разных категории предпринимателей могут работать вместе, каковы взаимные выгоды и что они смогут выиграть от сотрудничества. В результате этого родились несколько совместных проектов и наладились контакты, которые поддерживаются до сих пор.
А сейчас самое время организовать еще одно событие, над которым мы работаем и которое планируем провести в начале 2017 года в Москве.

– Какие возможности сотрудничества Ваша организация предлагает российским продюсерам?

– После проведения вышеуказанного мероприятия мы взяли на роль авторитета маэстро Лунгина, и он остался настолько впечатленным тем, что ему рассказали и объяснили, что приехал в Италию делать постпроизводство своего фильма, то есть его следующий фильм стал результатом совместного производства с Италией. И это первый практический пример того, что происходит.

Цель, которую мы перед собой ставим, – приглашение российских продюсеров снимать фильмы у нас, используя все предлагаемые нами выгоды. У нас есть прекрасно функционирующая система Film Commission, которая распространена на всей территории Италии. Таким образом, помимо красивой территории, здесь есть структуры, которые помогают продюсерам наилучшим образом использовать все возможности. У нас есть очень существенная система финансовой помощи, как со стороны правительства, так и от отдельных регионов. То есть то, что мы пытаемся сделать, – это проинформировать российских продюсеров обо всех выгодах, в том числе экономических и налоговых льготах, которые мы можем предоставить. Кроме того, еще есть, конечно, итальянская креативность, красота

пейзажей и чрезвычайно высокий уровень всех наших специалистов, технических работников итальянского кинопроизводства.

Подводя итог, отмечу, что мы стремимся представить себя как серьезного партнера. Таким же образом мы помогаем российским дистрибьюторам, заинтересованным в покупке итальянских фильмов и распространении их в России, поскольку у нас есть небольшой фонд, который берет на себя расходы по запуску и рекламе итальянских фильмов на российском рынке.

– Есть ли российский режиссер, чьи работы Вам близки?

– Для меня это Никита Михалков. Из-за того, что я вырос на его фильмах, из-за его значимости, в том числе политической, из-за высокого авторитета, а также, поскольку он является президентом Московского кинофестиваля. Никита Михалков – настоящая икона российского кино и также, по моему мнению, главный пример сотрудничества между двумя странами. Фильм «Очи черные», который он сделал с Мастроянни, вошел в историю кинематографа.

– С какими странами, помимо России, Вы тесно сотрудничаете?

– В настоящий момент мы открыли представительства ICE во всех странах, где имеет смысл распространение аудиовизуальной продукции. Наши сотрудники постоянно
заняты продвижением итальянской кинопродукции в Сеуле, Ханое, Гонконге, Пекине, Шанхае, конечно в Москве, а также в Торонто, Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе, Мехико, Рио, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе. Во всех этих городах мы действуем очень активно и стараемся наладить обмен с местным кинематографом.

– Можно сказать, что ваша жизнь – это постоянное путешествие?

– Моя жизнь – на борту самолета. Из аэропорта – в самолет и в гостиницу.

– Вы хотели бы добавить что-нибудь от себя для наших читателей?

– Наши страны могут осуществлять огромный разнообразный обмен. Италия и Россия имеют давнюю историю коммерческого сотрудничества и даже общую политическую традицию. Поэтому, несмотря на то, что в последние годы несколько ослепленная Европа поступает с Россией плохо, связь Российской Федерации и Италии сохранилась, невзирая на эмбарго и политические дебаты. Между нашими и вашими предпринимателями, нашими и вашими культурами и гражданами всегда существовал обширный обмен, и мы обнаружили, что кино, как и вся аудиовизуальная продукция, представляет собой важный элемент сплочения, обмена и коммуникации. И мы уверены, что, продолжая делать ставку на аудиовизуальную продукцию, на взаимообмен, как в коммерческом, так и в политическом плане, можно добиться очень многого.


Текст: Анастасия Ломовцева